Повторите дома




"Давайте почитаем" 
по теме недели: "ЭТИКЕТ"
  • Чтение рассказа С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы
Цель: Формировать у детей навыки вежливости
  • Чтение С.А. Насонкина «Уроки этикета» глава «Что такое телефонный разговор»
Цель: Учить детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию произведения. Закреплять правила телефонного этикета.
  • Заучивание пословиц о дружбе, честности
Цель: Развивать память. Активизировать в речи волшебные слова

Упражнения по развитию речи по теме "МОЯ СЕМЬЯ"

1) Игра «Кого как называть?»
Бабушка для твоей мамы – кто?- Мама.
Дедушка для папы – кто?- Папа.
Девочка для бабушки – кто? – Внучка.
Отгадай загадки и придумай свою по образцу:
У нее есть дочка и внучка. Кто это? (Бабушка)
У него есть сын и внук. Кто это? (Дедушка)
У нее есть сын и дочь. Кто это? (Мама)
У него есть и сын и дочь. Кто это? (Папа).

2) Упражнение «Кто кого старше в семье?
Бабушка старше…. (мамы), но моложе…. (дедушки)
Папа старше …(мамы), но моложе …(дедушки)
Мама младше…(дедушки), но старше…(сына).


Сын младше…(папы), но старше…(сестры).

Учимся наблюдать
за изменениями в природе

      Во время прогулок с ребенком понаблюдайте за приметами наступающей весны. Обратите его внимание на чистое голубое небо, легкие кучевые облака, яркое солнце. Покажите сосульки на крышах, послушайте песенку веселой капели. В парке или сквере найдите иву или вербу, рассмотрите белые «барашки» на ветках.

·         Пусть ребенок научится слушать природу и удивиться как зачирикали воробьи и затенькали синицы.

·         Выясните, знает ли ребенок названия и очередность весенних месяцев (март, апрель, май)

·         Познакомьте с народными приметами:
Ø В марте день с ночью мерятся, равняются.
Ø Длинные сосульки – к долгой весне.
Ø Снег скоро тает и вода бежит дружно – к мокрому лету.
·         Предложите ребенку отгадать загадку. А потом и запомнить ее:
             Что вниз вершиной растет?
                                                      (Сосулька)
·         Выразительно прочитайте четверостишие Ф.Тютчева о весне. Может быть, у ребенка появится желание запомнить его.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну прослышала она
И ей невольно улыбнулась.



Давайте почитаем



·              Прочитайте ребенку сказку С. Маршака «Двенадцать месяцев», а потом посмотрите мультипликационный фильм по сказке. Выясните, понравились ли сыну или дочери прочитанная сказка и просмотренный мультфильм, что понравилось больше и почему, кто из героев сказки понравился и за что.
·              Познакомьте ребенка со стихами русских поэтов о весне. Предложите выучить отрывок одного из них.

***
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
 Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала
                                                    А. Плещеев

Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом...
                                          Ф. Тютчев
***

На иве распустились почки,
Берёза слабые листочки
Раскрыла - больше снег не враг.
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
                                          К. Бальмонт




Давайте поиграем

·         Во время домашних занятий предложите ребенку выучить пальчиковую гимнастику. Вы можете использовать ее в качестве физкультурной паузы во время занятий рисованием, лепкой, конструированием. Кроме того она поможет ребенку запомнить приметы весны.
Март
                             С. Маршак
Снег теперь уже не тот,
Ребенок стоит лицом к вам и
держит перед собой кулачки
Потемнел он в поле.
Выбрасывает из кулачком большие пальцы
На озерах треснул лед,
Будто раскололи.
Выбрасывает указательные пальцы
Облака бегут быстрей.
Выбрасывает средние пальцы
Небо стало выше.
Выбрасывает безымянные пальцы
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Выбрасывает мизинцы.

Задание 1. Родителям рекомендуется:
 — побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года, обратить внимание ребенка на характерные признаки зимы.
 

Рассказывать о времени года по картинно-графическому плану:
Солнце (светит, но не греет, холодное).
Небо (серое, голубое, облачное, пасмурное).
Деревья стоят (голые, покрыты инеем, снегом).
Птицы (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, во­роны).
Животные (медведь, еж спят; белка, заяц, лиса поменяли шкур­ки, и т.д.).
Люди надели зимнюю одежду, дети катаются на коньках, лы­жах, санках.
Вспомнить о веселом празднике, который отмечают зимой. Знать зимние месяцы: декабрь, январь, февраль.
Задание 2. Дидактическая игра «Подбери признак»: снег (какой?) — ..., мороз (какой?) — ..., сосулька (какая?) — ..., зима (какая?) — ... .
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: наступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кружится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят ... .
Задание 4. Дидактическая игра «Кому что нужно?» (употребление винительного падежа существительных): лыжнику нужны лыжи, хоккеисту — ..., фигуристу — ..., саночнику — ....

Задание 5. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление).
Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.
Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.
Задание 6. Отгадать загадку.
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
Без рук, без ног, а рисовать умеет (Мороз)
Что вниз головой растет? (Сосулька)
С неба падают зимой и кружатся над землей
Легкие пушинки, белые ... (снежинки).
Меня не растили, из снега слепили,
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза-угольки, губы-сучки.
Холодная, большая. Кто я такая? (Снежная баба)

Артикуляционные гимнастики и упражнения в домашних условиях.
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.
Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.
- Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.
- Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).
- Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).
- Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, нужно помнить следующее: надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.
Далее приводятся различные игровые упражнения для развития артикуляционного аппарата, следствием чего является улучшение звукопроизношения, которые целесообразно использовать на занятиях по развитию речи.
* Сказочные истории из жизни Язычка.
История №1 “Домик для Язычка”.
Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.
Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.
История №2 “Язычок делает ремонт”.
Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку ( широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).
После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).
* Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.
- Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).
- Шарик (т-ссс).
- Пароход (ч-ч-ч).
- Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).
- Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).
- Чайник (пых-пых).
- Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).
- Машина (пи-пи-пи).
- Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).
- Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).
- Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).
- Стук часов (тик-так, тик-так).-
- Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).
- Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).
- Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).
- Песенка ветра (ш-ш-ш).
- Песенка жука (ж-ж-ж).
- Дрожим от холода (в-в-в).
- У врача (а-а-а).
- Девочка кормит цыплят (цып-цып).
- Птенчики (ти-ти-тисс).
- Гусь злится (ш-ш-ш).
- Змея (щ-щ-щ).
- Курочка (ко-ко-ко).
- Мурка (кис-кис).
- Лошадка скачет (цоканье).
- Цыплёнок (пи-пи-пи).
- Гусь (га-га-га).
- Кукушка (ку-ку, ку-ку).
- Кошка (мяу-мяу-мяу),
- Лошадка (и-го-го).
- Лягушка квакает (ква-ква-ква)
- Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).
- Мычит телёнок (му-у-у – тихо).
- Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).
- Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).
- Волк воет (у-у-у).
- Собака лает (аф-аф-аф).
*Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении.
- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).
- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).
- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).
- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).
- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).
- “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).
- “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.
Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).
* Артикуляционные игры и упражнения, основанные на сюжетно – ролевых играх.
- “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. Поэтому дуть будем на неё вот так: сомкнуть губы, произнести звук п один раз. Не сдули. Тогда произносим звук п несколько раз подряд, пока снежинка не слетит: п-п-п.
- “Греем руки”. Можно эту игру использовать как продолжение предыдущей. А можно придумать новый сюжет. Например такой: мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. - “Подуй на шарик”. Представим, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Объявляется соревнование, кто быстрее сдует его. Но сдувать нужно аккуратно и медленно.
- “Лошадки”. Дети, изображая лошадок, стоят в “конюшне”. Учитель говорит: “Наступило утро. Все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу: “Лошадки идут домой!” - дети произносят “и-го-го” и быстро бегут в “конюшню”.
- “Автомобили”. Дети делятся на две группы и становятся дуг за другом у противоположных стен. На команду: “Поехали!” дети, изображая руками движения руля, идут друг за другом навстречу. Встречаясь, они дают сигналы “Би-би, би-би”, чтобы автомобили не столкнулись.
Чистоговорки
Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.
Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.
* Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.
- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы.
- Ду-до-да – гудят провода.
- Бу-бы-ба – из окна торчит труба.

- Жи-жи-жи – здесь живут ежи.
- За-за-за – уходи домой коза.
- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.
- Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
- Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

- Же-же-же – дождь пошёл уже.

- Ло-ло-ло – на улице тепло.
- Ма-ма-ма – дома я сама.
- Лу-лу-лу – стол стоит в углу.
- Му-му-му – молока кому.
- Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
- Мы-мы-мы – прочитали мы.
- Оль-оль-оль – мы купили соль.
- Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
- Ра-ра-ра – Кате спать пора.
- Са-са-са – бегает в лесу лиса.
- Ры-ры-ры – летают комары.
- Ос-ос-ос – на поляне много ос.
- Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
- Су-су-су – было холодно в лесу.
- Ор-ор-ор – подмели мы двор.
- Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
- Ри-ри-ри – на ветке снегири.

- Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.

- Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
- Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
- Чу-чу-чу – погасить пора свечу.
- Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
- Оч-оч-оч – наступила ночь.
- Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
- Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.

- Ща-ща-ща – я несу домой леща.
- Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
- Ащ-ащ-ащ – я надела плащ.
- Ле-ле-ле – много их у нас в селе.

- Ля-ля-ля – но от них в пуху земля.
- Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса!
- Ля-ля-ля – все мы любим тополя.
- Сы-сы-сы – не боимся мы осы.

- Су-су-су – видел кто из вас осу?
- Та-та-та – у нас дома чистота.
- Сы-сы-сы – мы не видели осы.
- Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

- То-то-то – сели мы играть в лото.
- Си-си-си – в водоёме караси.
- Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
- Ся-ся-ся – вот поймать бы карася.
- Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
- Се-се-се – карасей ловили все.
- Ать-ать-ать – мы идём гулять.
- Ся-ся-ся – не поймали карася.

- Шу-шу-шу – я письмо пишу.

- Аш-аш-аш – у Марины карандаш.

- Ша-ша-ша – мама моет малыша.

* Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.
- Зачем у маленькой хозяйки-
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
- Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
- Лежат ежи у ёлки,
У ежат иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
- Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
“Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!”
- Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
- Полосатые матрасы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала,
Полосатой речка стала.
- В небе громко гром гремит –
Громко нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите,
Дождём грядки напоите.
- Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе,
Прорычали, промолчали –
И проснулись на заре.
Скороговорки
Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Например:
Водовоз вёз воду из водопровода.
Получилось? Не тут-то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.
Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.
- Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.
- Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.
- Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.
Для интересного введения скороговорки можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:
- Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.
- Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, и будем выговаривать
Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.
Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.
- Водовоз вёз воду из водопровода.
- Грабли – грести, метла – мести.
Вёсла – везти, полозья – ползти.
- Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.
- На дворе – трава, на траве – дрова.
Не руби дрова на траве двора.
- Перепёлка перепелят прятала от ребят.
- Проворонила ворона воронёнка.
- У Кондрата куртка коротковата.
- У осы не усы, не усищи. А усики.
- Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.
- Белые бараны били в барабаны.
- Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испёк спозаранку.
- До города дорога в гору, от города – с горы.
- Испугался Рома грома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром.
- У ежа – ежата, у ужа – ужата.
- Слишком много ножек у сороконожек.
- У зайки Бубы заболели зубы.
- У Ивашки рубашка,
У рубашки – кармашки.
- Иней лёг на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
- Котик ниток клубок закатил в уголок.
Укатил в уголок котик ниток клубок.
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
- Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай попугаю12
Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”
- Из-под пилки сыплются опилки.
- Купила Маруся бусы бабусе.
- Цыплята и курица пили чай на улице.
- Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
- Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
- От топота копыт пыль по полю летит.
К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий